9:00-18:00 MSK
Neo Picasso Plus: авангард цифровой этикетки
В 2023 г. на экспериментальных вкладках «Курсива» появилась новая тема - цифровая печать на УФ-струйном оборудовании для производства этикеток. По известным причинам выбор техники, участвующей в тестировании, пока ограничен устройствами из дружественных (или не самых враждебных) стран азиатского региона. В первых номерах 2023 г. свои способности читателям демонстрировали китайские этикеточные машины, а в заключительном - настал черед познакомиться с возможностями ЦПМ Neo Picasso Plus, прибывшей из Южной Кореи.
УФ-струйные ЦПМ на сегодняшний день являются самым перспективным и быстро развивающимся направлением в области этикеточной печати. Об этом свидетельствует число предложений подобных устройств, стремительно выросшее за последние несколько лет. Даже на российском рынке полиграфического оборудования, где по причинам геополитического характера представлены далеко не все производители печатной техники, можно найти достаточное количество вариантов, чтобы удовлетворить аппетиты покупателей с самыми разными потребностями и размером кошелька. Одним из наиболее интересных цифровых решений для производства этикеток, предлагающемся сейчас российским типографиям, являются ЦПМ Neo Picasso, созданные южнокорейской компанией Dilli.
Компания Dilli (название имеет несколько неожиданную расшифровку - Digital Illustrate Inc.) специализируется на производстве цифрового печатного оборудования высокой производительности и надежности. Основные виды устройств, разрабатываемые компанией - широкоформатные УФ-принтеры для печати рекламной продукции и УФ-струйные ЦПМ для производства этикеток. За пределами своей страны и региона компания Dilli хорошо известна благодаря OEM-партнерству с производителями полиграфической техники из Бельгии, продвигающими изготовленные в Южной Корее устройства по всему миру (разумеется, под собственными торговыми марками).
Первую модель этикеточной ЦПМ Neo Picasso компания Dilli представила в 2017 г. С тех пор технология активно совершенствовалась и развивалась. На текущий момент серия состоит из трех машин: компактной четырехкрасочной Neo Picasso SE с шириной печати всего 110 мм и двух семикрасочных - Neo Picasso Plus и Neo Picasso Pro, отличающихся разрешением и шириной печати (до 1200х1200 dpi и 440 мм у модели Pro). Эксклюзивные права на дистрибьюцию ЦПМ Neo Picasso в России принадлежат компании «Смарт-Т», не так давно пополнившей свой каталог целым портфелем решений для промышленной печати этикеток. Бесспорным преимуществом этого поставщика можно считать наличие просторного демозала, где желающие могут увидеть в работе фактически все предлагаемое оборудование. Здесь установлен и полнофункциональный экземпляр ЦПМ Neo Picasso Plus, использующийся для демонстраций и тестирования, в том числе для печати пробных тиражей, к которым можно причислить и экспериментальную вкладку для нашего журнала.
Neo Picasso Plus
ЦПМ Neo Picasso Plus (рис. 1) обладает достаточно массивным корпусом (ШхГхВ = 5,13х2,22х2,0 м, вес = 4,5-5 т, в зависимости от комплектации), в котором можно разместить целых восемь «красочных секции» со струйными печатающими головками. В максимальной конфигурации ЦПМ реализована семицветная система печати CMYK + 2W + GV/OV/OG, состоящая из двух струйных секций с белилами, четырех секций, наносящих триадное изображение и еще двух, печатающих одним из трех вариантами дополнительных цветов: зеленый с фиолетовым, оранжевый с фиолетовым или оранжевый с зеленым. В базовой конфигурации (а именно она установлена в демозале «Смарт-Т») струйные головки для печати дополнительными цветами отсутствуют (рис. 2), но могут быть добавлены в последствии по желанию клиента. Также существуют конфигурации с разной шириной печати - 220 мм или 330 мм (для материалов шириной 240 или 350 мм соответственно). В первом случае каждая струйная секция содержит по две печатающие головки, во втором - по три. В ЦПМ используются пьезоэлектрические головки от компании Kyocera с переменным объемом капли (3, 6 или 13 пл). Они способны печатать с разрешением 600х600, 600х900 или 600х1200 dpi. Максимальная производительность достигается в режиме 600х600 dpi и составляет 50 погонных м/мин.
Следом за секциями печатающих головок для каждого цвета установлены светодиодные лампы (рис. 3) системы предварительного УФ-отверждения чернил (pining). Они необходимы для сохранения размеров и формы чернильных капель на запечатываемой поверхности. Для окончательной полимеризации чернил также применяются светодиодная УФ-система, но с большей мощностью (Leo LED от английской компании GEW). Как известно, энергоэффективная технология LED UV позволяет избежать тепловой деформации отпечатков, а также исключить выделение озона, что способствует сохранению здоровья оператора. Для повышения качества печати (прежде всего на синтетических материалах) ЦПМ оснащена устройством обработки поверхности коронным разрядом от датской компании Vetaphone (рис. 4). Прочие связанные с качеством запечатываемого материала проблемы удается устранить благодаря модулям, выполняющим удаление пыли (липким роликом), ионизацию поверхности и ее охлаждение (может оказаться полезным при печати на тонких пленках). Рабочий диапазон толщин материалов у Neo Picasso Plus составляет 0,05 - 0,45 мм, диаметр рулонов - до 65 см (опционально - до 1,32 м). Подача чернил осуществляется из 5-литровых емкостей, скрытых за боковой панелью корпуса (рис. 5). Для повышения стабильности печати белилами ЦПМ оборудована системой рециркуляции белых чернил.
Обработку и печать заданий оператор выполняет с помощью комплекса программ, разработанного совместно компаниями Dilli и GIS (Global Inkjet Systems). Подготовка к печати производится в графическом интерфейсе Atlas Professional (рис. 6), в котором можно загрузить предоставленные клиентами PDF-файлы, расставить их нужным образом по ширине полотна, сформировать поля для печати переменных данных (цифры, текст, различные коды маркировки) и задать основные настройки системы растрирования, включая ICC-профили и кривые линеаризации для нужного типа материала. Результат сохраняется в XML-файле с разрешением VPI, который затем следует открыть в более аскетичном диалоговом интерфейсе NEO Picasso RIP (рис. 7), откуда запускается процесс печати и осуществляется контроль за состоянием ЦПМ. Чтобы облегчить труд оператора и сократить время приладки, в комплекте с Neo Picasso Plus поставляется микроскоп (рис. 8) и дополнительный монитор, на который выводится увеличенное изображение выбранного участка отпечатка.
Наш тест
Макет тестовой вкладки для этого номера «Курсива» состоит из двух частей. В первой из них собраны шкалы и изображения, позволяющие сформулировать общие выводы о возможностях ЦПМ Neo Picasso Plus. Вторая часть иллюстрирует, как могла бы выглядеть типичная продукция, которую предполагается печатать на подобном оборудовании. Чтобы сделать результат более наглядным, а процесс изготовления вкладки и ее последующую вклейку в журнал - более простыми, мы решили поместить каждую из двух частей теста на отдельный лист самоклеящегося материала с тем же обрезным форматом, что и журнальные страницы.
Объекты, расположенные на первом листе теста, можно разделить на несколько тематических групп. Слева в верхней части находятся поля, по которым можно оценить качество цветопередачи, точнее - воспроизведение цветового охвата полиграфического стандарта и равномерность градиентов (тесты №1-1 и №1-2). Справа вверху размещены тесты №1-3, №1-4 и №1-5 с тонкими линиями и шрифтами, позволяющие сравнить различные способы представления мелких одноцветных объектов. Для анализа точности передачи деталей полноцветных векторных и растровых изображений служат тесты №1-6 и №1-7 в центре страницы. Рядом с ними помещено поле со штрих- и QR- кодами (№1-8), проверку читаемости которых можно осуществить при помощи смартфона. Часто при печати RGB-изображений на струйных цифровых устройствах удается получить более яркие цвета, чем у CMYK-изображения, печатающихся в режиме имитации офсета. Чтобы посмотреть на подобные возможности у Neo Picasso Plus, в тест были включены портретные изображения №1-9 и №1-10.
Поскольку в базовый набор чернил ЦПМ помимо триадных цветов включены белила, мы решили дополнить тест рядом элементов, где белые чернила применяются для создания объемных эффектов. К таким элементами относятся квадратные поля с узорами и орнаментами в нижней части страницы (тест №1-12 и №1-13), центральный и нижний комплект тонких линии теста №1-3, а также отдельные участки векторного изображения №1-11. В процессе подготовки макета мы посчитали, что размещать на одной сравнительно небольшой странице полноразмерные процентные шкалы будет нецелесообразным, и ограничились их «ультракомпактными» версиями, состоящими всего из трех полей (25, 50 и 75%%). Для еще большей экономии площади мы поместили их в границы других тестов (№1-7, №1-9, №1-10 и №1-11).
При поиске изображений для второго листа вкладки мы воспользовались любезным предложением компании «Смарт-Т» позаимствовать несколько сюжетов из коллекции образцов, ранее уже печатавшихся на ЦПМ Neo Picasso Plus. Из пары десятков сюжетов выбор пал на этикетки с консервированным тунцом и шпротами (тест №2-1), которые, как нам показалось, удачно демонстрируют возможности печати фотореалистичной и штриховой векторной графики, и этикетку для виски (тест №2-3), которую мы немного перекрасили добавив серых и желто-красных цветов (чем-то напоминающих серебристо-золотистые). Чтобы сделать отпечаток поинтереснее, мы добавили черному фону этикетки со шпротами рельефных полосок с помощью белил. Тем же образом мы попробовали организовать «тиснение» винной этикетки (тест №2-2) и внедрить различные узоры и текстуры в изображении с бумажным драконом (тест №2-5). Последний сюжет необходим в частности, чтобы поздравить читателей с наступающим 2024 г. Набор небольших изображений-наклеек слева внизу (тест №2-4) также демонстрируют применение белых чернил в различных целях, включая создание глянцевого белого фона вокруг цветной графики.
Триадные представления и дополнительные каналы белил для обеих страниц теста показаны на рис. 9.
Результат
Приладка и печать тиража обоих листов вкладки в демозале «Смарт-Т» заняли совсем немного времени - около двух часов. Сюда также входила перенастройка ЦПМ на другой тип материала, до этого не использовавшийся для печати тиражей с белилами. Печати теста производилась на доступном, но качественном самоклеящемся материале китайского производства - полуглянцевой этикеточной бумаге марки Jinda с плотностью 160 г/м2. Изготовление тиража происходило со скоростью 40 м/мин, что не мало для печати непростой работы.
Качество цветопередачи на полученных отпечатках можно признать весьма высоким. Как и ожидалось от струйной УФ-технологии, цвета получились яркими и сочными, градиенты - плавными, плашки - блестящими. На рис. 10 изображена схема цветового охвата отпечатка, построенная по результатам измерений полей теста №1-1. Видно, что имитация офсетного стандарта для мелованных бумаг получилась достаточно точной. График приращения растровой точки (рис. 11) с величиной растискивания около 18% тоже вполне соответствует офсетным нормам. Для достижения «более цветопробных» характеристик можно произвести дополнительную линеаризацию кривых растрирующей системы, чтобы учесть все особенности запечатываемого материала.
Точность воспроизведения мелких элементов теста вполне соответствует выбранному разрешению печати 600 dpi. В частности, позитивные волнистые линии теста №1-3 приобретают реалистичную толщину начиная со значения 0,5 мм, негативные - 0,15 мм. Здесь же можно заметить, что система растрирования не использует режим сглаживания при обработке векторной графики чистого черного цвета. Благодаря этому, маркировка вроде штрих- и QR- кодов получается четкой и хорошо читаемой. Камера обычного смартфона способна без труда прочитать элементы размером 0,25 - 0,5 мм в тесте №1-8. Если возникнет необходимость сделать контуры мелких черных объектов более гладкими, их можно заранее превратить из векторной формы в растровую (например, в Adobe Photoshop). Растровые изображения проходят обработку системой управления цветом и печатаются с полным набором триадных чернил, что добавляет им «визуальной мягкости». В качестве иллюстрации можно обратить внимание на окружности теста №1-4 (верхняя половина - одноцветная векторная графика, нижняя - растрированное изображение) или на шрифты в тесте №1-5, где без труда можно рассмотреть буквы высотой 2 пт, как в негативном, так и в позитивном вариантах.
Стохастические алгоритмы растрирования, применяющиеся в струйной печати, позволяют добиться высокой степени детализации изображений, несмотря на сравнительно низкое (по сравнению с традиционной полиграфией) разрешение печатающих головок. Для примера можно обратить внимание на векторный тест №1-6, где линии толщиной 0,13 - 0,2 мм с цветным градиентным заполнением кажутся непрерывными (если изучать отпечаток без увеличительных приборов), или на фотографию теста №1-7, в которой можно разглядеть фигуры людей на палубах корабля или прочитать его название (для этого увеличительные приборы уже понадобятся). Детали RGB-изображений (№1-9 и №1-10) также получились четкими, а цвета - насыщенными и реалистичными.
С помощью УФ-белил на полуглянцевой поверхности бумаги можно создавать блестящее изображение, с тактильно различимым рельефом. При этом размер нанесенных белилами элементов может быть очень невелик: диаметр белых точек в центральном квадрате теста №1-12 составляет всего 0,5 мм, светло-красных точек в правом квадрате теста №1-13 - 0,8 мм, а толщина волн в соседнем светло-зеленом поле - 0,25 мм. Чтобы сделать визуально и тактильно различимыми объекты на темном (или даже черном) фоне, лучше применять комбинацию из белил и цветных чернил. Примером могут служить не только правые квадраты теста №1-13, но и волнистые линии в нижней части теста №1-3 или цифры «2024», рога, зубы и усы дракона теста №1-11.
Мелкие объекты отчетливо отработаны и на втором листе вкладки. Негативные шрифты хорошо читаются как на черном, так и на синем фоне (например, на этикетках №2-1 или в правой части наклейки №2-5, где высота белых букв составляет всего 2 пт). Также можно обратить внимание на детали штриховых изображений: рыбы в тесте №2-1б и виноградник в №2-2. Рельефные эффекты с использованием белил на этикетках и наклейках получились в соответствии с исходным замыслом: наклонные полоски придали ребристости фону консервированных шпрот №2-1б, а напечатанные белилами фрагменты теста №2-2 сделали нашу винную этикетку отдаленно похожей на результат тиснения на дизайнерской бумаге.
При печати на белых материалах УФ-белила могут применяться как «точечно» для создания рельефных эффектов, так и для заполнения более крупных областей, чтобы сделать их поверхность более гладкой, или чтобы скрыть блики на фотографиях (сквозь которые просвечивает бумажный фон). Для успешного применения в подобных целях желательно, чтобы системы ЦПМ поддерживалась в рабочем состоянии, путем ежедневной печати заказов. Поскольку загрузка у машины, установленной в демозале, скорее эпизодическая, чем регулярная, с идеальной гладкостью белых плашек могут возникать некоторые сложностям (что и наблюдается кое-где на наших отпечатках). Причин считать эту проблему серьезной нет, поскольку она исчезнет при эксплуатации ЦПМ в условиях реального производства.
Заключение
Neo Picasso Plus успешно справилась с печатью обеих частей нашего теста (включая тестовые объекты, в которых белые чернила используются для создания декоративных эффектов). При этом высокой оценки заслуживает не только сам результат эксперимента, но и то насколько просто и быстро он был получен. ЦПМ компании Dilli произвела на нас впечатление устройства с надежной конструкцией и продуманной системой управления, удобного в использовании и легкого в обслуживании. Не последнюю роль в формировании такого впечатления сыграли инженеры компании «Смарт-Т», исполнившие роль операторов машины во время печати вкладки. Это свидетельствует о наличии эффективных систем обучения и технической поддержки, как со стороны корейского производителя, так и его российского дистрибьютора, что также можно рассматривать как один из больших плюсов данной серии этикеточных ЦПМ.
Журнал «КУРСИВ» №6-23